В арсенале дизайнера немало способов подачи творческого замысла проекта. Одним клиентам хочется «почувствовать настроение», другим надо увидеть интерьер на 100% и ничего не хочется домысливать. Получается, что дизайнеру требуется не просто придумывать отличные идеи для интерьера, но и уметь качественно их «подавать». Надо ли владеть всем арсеналом визуальных средств или достаточно освоить какой-то один — самый эффективный прием? Да и как понять, какой способов подачи проекта работает лучше всего?
1. Inspiration Moodboard, или «доска настроения»
По технике исполнения это коллаж, составленный из вдохновляющих изображений, которые ассоциативно передают будущую атмосферу, но не демонстрируют решения буквально. «Поймать волну», почувствовать и догадаться, что имел ввиду дизайнер может не каждый заказчик — набор ассоциаций у всех людей индивидуальный.
Moodboard можно создавать в любой программе, которая позволяет на один лист собирать коллаж из нескольких картинок. Самые известные редакторы — Photoshop и LayOut. Первый умеет «вырезать» фрагменты изображений и буквально накладывать их слоями друг на друга. Второй «вырезать» по неровному краю не может, но подкупает своей простотой и обширным выбором дизайна стрелок, меток, надписей и рамок. Освоить программы в необходимом для «доски настроения» объеме можно за пару вечеров самостоятельно.
Плюсы: Расшифровка «доски настроения» — невероятно поэтичное действо. Вы показываете не безликий белый, а «интригующее, как предисловие к новой непрочитанной книге, пространство, залитое светом сквозь распахнутые окна».
Минусы: При всем изобилии художественных образов moodboard не дает прямых ответов на вопросы, какая конкретно кровать будет в этой спальне? Какие обои? Каждый заказчик может представить предметы и материалы в меру своего воображения. Совпадет ли результат с его ожиданием? — Вопрос.
2. Conceptboard, или «концептуальный коллаж»
От «доски настроения» он отличается подбором не просто ассоциативных картинок, а именно фотографий интерьеров.
Первый и главный вопрос — где брать изображения. Это могут быть фрагменты из портфолио дизайнера (если у него уже был проект в подобном стиле), либо используются публичные библиотеки реализованных проектов.
Как и в случае с «доской настроения», концептуальные коллажи создаются в том же Photoshop, LayOut либо иных графических редакторах. Чтобы не сохранять десятки исходных фотографий, советую попробовать функцию Sketch в мобильном приложении Houzz. Вся библиотека фотографий подгружается автоматически по поиску, а просмотренные и отмеченные ракурсы сохраняются в папку онлайн в личном кабинете — их не нужно переносить на компьютер и лишний раз забивать память жесткого диска.
Плюсы: Заказчик лучше понимает замысел — не ассоциирует себя с желаемым образом жизни, а по сути «примеряет» атмосферу из вдохновляющих реализованных интерьеров.
Минусы: В этой методике есть свои недостатки, особенно в том случае, если вдохновляющие интерьеры — иностранные: заказчик может влюбиться именно в эту кровать (подушку, светильник) с фотографии. Но их не поставляют в Россию ни при каких условиях, ни за какие деньги. Долгие поиски адекватной замены станут настоящей проблемой для декоратора.
3. Ручная подача — эскиз
Это уже не набор цитат и источников вдохновения — мы создаем и демонстрируем облик конкретного интерьера. Архитектурная графика была единственным и основным способом подачи задолго до того, как изобрели компьютерные программы проектирования, и с тех пор не сильно эволюционировала. Так что владение определенными программами совершенно не отменяет старое-доброе «рисование».
В сфере «ручной подачи» также есть нюансы. Одни дизайнеры показывают заказчику бумажные эскизы. Другие — дорабатывают рисунок от руки в электронных графических редакторах, а иногда — полностью рисуют на планшете стилусом.
Еще пару лет назад прогрессивной техникой считались интерьерные скетчи, выполненные маркерами (простой карандаш и акварели негласно считали «нафталином»). Шедевры и поклонники встречаются в любой из перечисленных техник. Главное — умение рисовать от руки.
Плюсы: Заказчик получает представление о будущем интерьере. Если графика выполнена профессионально, ее бережно хранят (и даже показывают на выставках). Хороший рисунок могут оформить в рамку — приятно показать гостям «отправную точку интерьера».
Минусы: Технике интерьерного скетчинга можно научиться, даже если в детстве вы не прошли курс в художественной школе. Обучение займет около месяца, стоит в среднем 8 000 рублей. Но конечно, никто не может дать гарантии, что по окончанию курсов каждый художник сможет достойно выполнить набросок будущего интерьера. Результат сильно зависит от тренировок и вашего таланта (то есть не гарантирован). Придется разбираться, что не понравилось клиенту — предложенная идея интерьера или ваш стиль рисования.
4. Компьютерный скетч
При всей их уникальности и красоте, ручные эскизы не заменят архитектурные планы. Ведь после согласования идеи начнется реализация, которая потребует точной рабочей документации: строительных планов, чертежей, разверток с размерами. Объединить моделирование, проектирование и художественную подачу помогают компьютерные программы, позволяющие моментально переводить «рисунок» в чертеж.
Проектировать и создавать эскизы одновременно позволяют AutoCad, ArchiCad и SketchUp. Последняя программа объединяет в себе и эффект ручного скетча, и основы визуализации, а также рабочие планы, развертки, разрезы. SketchUp позволяет выполнить весь комплекс работ дизайнера — от первой концепции до рабочей документации с подготовкой альбома для печати в формате pdf.
Плюсы: С помощью программы SketchUp можно «клеить» на стены конкретные выбранные обои, «класть» на пол желаемое покрытие, точно рассчитать количество плитки и разложить ее по стене согласно габаритам. И даже моделировать реальные (доступные к покупке) предметы мебели.
Минусы: Не все из перечисленных программ хорошо справляются с трехмерным эскизированием. Например, AutoCad не позволяет в полной мере использовать текстуры и материалы для более наглядного изображения будущего интерьера.
5. Коллаж 3D
Не путайте с трехмерной визуализацией — это всего лишь еще один тип коллажа, в котором имитируется объемное помещение и показан эффект перспективы. Для такой «визуализации» нужен высокий уровень владения Photoshop — куда более продвинутый, чем для коллажирования из пунктов 1 и 2.
А еще вам понадобится фото помещения без мебели — и это основная проблема. Если объект пока в черновой отделке (бетонная коробка), коллаж он не украсит. Тогда приходится искать в интернете фото похожей комнаты и работать с ним. Причем заказчику лучше показать помещение с разных ракурсов, а значит, фонов — пустых помещений — должно быть четыре, по количеству стен в комнате.
Плюсы: Относительно легко имитировать 3D-объем и перспективу помещения.Можно владеть только одной программой — Photoshop. И сделать такой коллаж проще, чем компьютерный скетч в одной из архитектурных программ.
Минусы: Огромная трата времени. На поиск фотографии «пустой комнаты» уходит столько времени, за которое можно нарисовать эскиз вручную в тех же четырех ракурсах.
Фотографии реальных предметов, которые формируют будущий интерьер, в идеале должны быть хорошего качества и разрешения — далеко не все магазины публикуют на своих сайтах большие изображения. А часто предметы еще и залиты полупрозрачным логотипом торговой марки. При «вырезании» такой картинки «замыленные» обрывки слов вряд ли украсят коллаж.
Собственно само «вырезание» предмета с фона — это тоже отдельная история, которая часто занимает большое количество времени.
6. Карта покупок
Показывает подбор реальных предметов, которые формируют будущий интерьер. Такой тип коллажа не предполагает имитации объема и 3D-перспективы помещения: фотографии предметов раскладываются на листе в произвольном порядке, а не по месту их расположения в интерьере.
Здесь возможны варианты: фотографии могут накладываться друг на друга слоями (и тогда их необходимо предварительно «вырезать» с фона) или изображения группируются ячейками, то есть кладутся на лист без соприкосновения слоев. В первом случае для обработки фотографий используется Photoshop (коллаж на листе можно собрать, не выходя из редактора). Во втором случае быстрее и проще использовать Lay Out — там больше набор стилей, рамок, стрелок и прочих визуальных меток. Если хотите комбинировать техники — часть предметов наложить друг на друга, часть — нет, советую последовательно использовать обе программы.
Плюсы: Несложная для самостоятельного изучения техника, а при желании ей можно поучиться на семинаре в школе Sketch Up (стартует в январе 2017-го).
Минусы: Клиенты без пространственного мышления вряд ли оценят вашу подачу.
7. 3D-визуализация (рендер)
Безусловно, самая фотореалистичная из всех существующих на сегодняшний день техник подачи облика будущего интерьера. Уровень исполнения рендеров сейчас настолько высок, что некоторые работы практически неотличимы от фотографий готовых работ. Но все же главная задача 3D — максимально точно показать заказчику, как будет выглядеть его квартира, а не заменить реальность электронными картинками.
На мой взгляд, дизайнеру нецелесообразно тратить время и деньги на создание рендеров-имитаторов фотографии — куда важнее сфокусироваться на качестве реализации интерьера, а не тратить время на его виртуальную замену. Но высокое качество всех этапов работы, конечно, говорит об уровне профессионализма и ответственности декоратора, поэтому совсем слабые визуализации тоже не стоит добавлять в свое портфолио.
Дизайнер может выполнять 3D самостоятельно (в этом случае без специальных курсов точно не обойтись) или же обратиться к услугам специализированных бюро. Цена вопроса — около $300.
Вместо выводов: Практика показывает, что для качественной подачи образа интерьера дизайнеру необходимо владеть как минимум двумя техниками. Одна из них должна передавать интерьер в объеме, другая — собирать воедино конкретные предметы мебели и декора. Конечно, чем больше наглядной и ясной информации получает заказчик, тем меньше непонимания и взаимного разочарования ждет всех участников в процессе рождения нового интерьера.
Какие техники подачи проекта чаще всего используете вы? Что из этого «работает»хорошо, а что — нет? Делитесь своим опытом.



Автор: Алина Чернышова